Сегодня в Украине насчитывается с десяток производителей стеновых блоков из ячеистого бетона автоклавного твердения (автоклавного газобетона). И только газобетон четырех украинских торговых марок производится на современном европейском оборудовании, смонтированном в комплексную технологическую линию «под ключ». Остальная продукция производится либо на устаревших советских линиях, либо на модернизированных собственными силами старых мощностях с частично интегрированными в производство новыми технологическими единицами оборудования.
Такие предприятия, естественно, не могут конкурировать с новыми заводами в качестве выпускаемой продукции, где отлаженная автоматизированная технологическая цепочка позволяет контролировать параметры продукции на всех этапах ее производства.
На таких мощностях блоки выпускаются 2 категории с отклонениями по геометрии до 5 мм, отсутствует «паз-гребень», монтажные захваты, соотношение плотность-прочность далеки от стандартов современного газобетона. Заводы экономят на упаковке (термоусадочной пленке хорошего качества), которая помимо маркетинговых функций играет существенную роль в сохранении целостности блоков при их транспортировке.
В результате потребитель имеет продукцию, которая визуально отличается от газобетонных блоков нового поколения и находится в низшей ценовой категории. Стены из таких блоков надо класть на раствор с высокой нормой его расхода, дополнительно утеплять, выравнивать толстыми слоями штукатурки или гипсокартонными системами, что приводит к высокой стоимости квадратного метра возведенной стены в сравнении с однослойными стенами из блоков 1 категории.
Что касается продукции новых предприятий, то здесь ситуация тоже неоднозначна. В жесткой конкуренции с дешевыми блоками 2 категории, одни предприятия сознательно экономят на качестве используемого сырья, у других технологически не получается добиваться приемлемой прочности при низких плотностях, столь актуальных в эпоху применения энергоэффективных строительных технологий. На первое место в продвижении товара выходит маркетинг, когда декларируемые предприятиями характеристики завышаются и не соответствуют их фактическим показателям.
Например, плотность блока соответствует средней марке плотности D500, а производитель декларирует D400. Производитель бы и рад выпускать фактическую плотность D400, но добиться соответствующих характеристик плотности не может. В действие вступает маркетинг и продукция продается как D400 В2,5, хотя по факту такой блок на 20% «холоднее» от задекларированной теплопроводности.
Наша компания постоянно проводит независимый мониторинг соответствия декларируемых другими производителями характеристик на предмет соответствия их фактическим значениям. Для этого были отобраны образцы продукции крупного производителя в Киевском регионе. Для соблюдения профессиональной этики название компании не приводятся. Для сравнения приводим результаты проверки фактических и декларируемых показателей газобетона производства ООО «Аэрок». (Таблица 1)
Таблица 1.
Производитель |
Плотность, кг/м³ |
Плотность, кг/м³ |
Прочность, МПа |
Прочность, МПа |
||||
Декларируемая |
Фактическая |
Декларируемая |
Фактическая |
|
|
|||
--- |
D400 |
450,3 (D500) |
В2,5 | 2,96 (В2,5) |
|
|
||
ООО «АЭРОК» |
D400 |
380 (D400) |
В2,5 | 3,2 (В2,5) |
|
|
|
|
Как видим по данным таблицы, технические параметры продукции не соответствуют заявленным характеристикам. Таким образом, известный украинский производитель предоставляет потребителю недостоверную информацию о товаре. Ведь плотность 400, которая на 15% обеспечивает лучшие теплоизоляционные характеристики стен, более востребована на рынке, чем плотность D500. Таким образом, стена из блоков D400 (которая по факту соответствует показателям плотности D500) данного производителя должна иметь толщину 450 мм, чтобы обеспечивать одинаковую теплоизоляцию со стеной из блоков AEROC плотностью 400 толщиной 375 мм. А если сравнивать с блоками AEROC плотностью D300, которая на 67% теплее плотности D500, то стена конкурента должна иметь толщину 630 мм, чтобы достичь показателей теплопроводности кладки AEROC D300 толщиной 375 мм.
Для справки. Компания «Аэрок» является лидером рынка изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения в Украине и крупнейшим поставщиком газобетона под торговой маркой AEROC во все регионы страны.
На данный момент в ассортименте предприятия полный комплект продукции для строительства зданий и сооружений: газобетонные блоки от D200 до D500, U-блоки, армированные изделия — панели перекрытия (для выполнения межэтажных и чердачных перекрытий), панели покрытия (для возведения крыш) и перемычки (для перекрытия оконных и дверных проемов), которые приобретают сегодня все большую популярность.
Нашей компанией впервые было произведено и поставлено на серийный выпуск конструкционно-теплоизоляционный газобетон плотностью D300 и прочностью B2,0. Такой блок с маркировкой AEROC EcoTerm Super Plus представляет собой уникальный продукт с улучшенными теплотехническими характеристиками, который открывает новые возможности для энергоэффективного строительства.
Для решения вопроса строительства жилья с требованиями к теплоизоляции наружных стен, близкими к стандарту энергопассивности, компания поставила перед собой амбициозную цель и смогла получить теплоизоляционные блоки автоклавного твердения плотностью D200, гарантированной прочностью не менее 1 МПа, теплопроводность которых близка к теплопроводности эффективных утеплителей на основе пенополистирола или минеральной ваты. На данный момент эта категория продукции проходит процедуру сертификации и уже вскоре будет массово выпускаться в качестве плит наружного утепления несущей стены как для стен из газобетона, так и для стен из других материалов.
Сегодня в Украине наш успех в низких плотностях никем не повторен.
Именно поэтому, нашу компанию, как национального лидера в области производства и продаж автоклавного газобетона, очень беспокоит сложившаяся практика манипулирования техническими показателями продукции. Ведь это бросает тень на весь рынок стенового газобетона. В связи с этим компания ООО «Аэрок» готова бесплатно производить испытания образцов продукции предприятий-конкурентов с целью предотвращения фальсификации основных характеристик - плотности и прочности.
Такая позиция национального лидера вызвана желанием обеспечить конечному потребителю соблюдение качественных показателей продукции на рынке автоклавного газобетона.