Цветные источники света впервые появились в Украине несколько лет тому назад. До этого времени все специалисты, которые так или иначе работали с освещением (сейчас это светодизайнеры, а раньше это были архитекторы, светотехники или электрики), использовали очень ограниченную палитру из трех цветов, в которой присутствовал насыщенный желто-оранжевый цвет натриевой лампы, а также холодно-белый и тепло-белый оттенки, создаваемые металлогалогенными лампами. Как это ни удивительно, но настоящим профессионалам хватало такого скудного набора цветов для создания репрезентативного архитектурного освещения.
В «доцветовые» времена при помощи осветительных приборов холодного и теплого оттенков зонировали целые архитектурные ансамбли. Используя интенсивный натриевый свет, светотехники высвечивали колонные портики дворцов и усадеб, проездные воротные арки, скверы и темные аллеи. В церквях, соборах и монастырях использовалось заливающее и акцентное освещение натрием. Его тепло «окутывало» кресты на главах и звонницы колоколен, выделяя в общей городской застройке даже не очень габаритные церквушки и привлекая к храмам повышенное внимание горожан.
Возможности цвета в свете
Конец 1990-х годов был ознаменован существенным расширением возможностей художников по свету. Ведь на рынке появились цветные металлогалогенные и люминесцентные лампы. Изначально они выпускались всего в четырех цветах: «bluе» (голубой), «gгееn» (зеленый), «огаnjе» (оранжевый) и «magenta» (пурпурный). Но и этого хватило для того, чтобы палитра цветов в свете показалась специалистам намного богаче. С помощью прожекторов с синими лампами начали высвечивать кровли сооружений, и внутренние стеклянные фасады, отражающие в дневное время небесный свод.
Именно в это время специалисты по свету впервые задумались о том, что свет можно использовать не только для подсветки, а и для маркетинговых целей. Начали появляться первые проекты архитектурного освещения, в которых использовались цвета, являющиеся символом компании. Впервые на зданиях крупных концернов появилась символика, а свет стал рекламным инструментом и непосредственным элементом имиджа предприятия. Цветные светящиеся вывески появились на футбольных клубах, торговых и развлекательных центрах, спортивных клубах, магазинах, производственных помещениях, гостиницах, отелях и ресторанах. Они начали играть очень важную маркетинговую роль, которая сейчас стала, пожалуй, главной во многих случаях.
И сегодня даже при довольно скромной 4-цветной палитре здания, освещенные с помощью цветных ламп, выглядят в ночное время суток достаточно презентабельно. Более того, с помощью прожекторов и светильников с цветными лампами от SunPower удается привлечь внимание к помещению при довольно небольших вложениях. При этом совсем необязательно использовать несколько цветов. Один только зеленый или голубой цвет может сослужить владельцу компании огромную службу – сделать ее еще больше узнаваемой.