Лепной декор Древнего Египта
Ее величество История традиционно невнимательна к деталям – поэтому точную дату появления лепного декора она не сохранила, а археология, увы, не всесильна. Но первые дошедшие до нас образцы лепнины Древнего Египта относятся еще к додинастической эпохе и временам фараонов Первой династии – от Нармера до Каа. Именно тогда, за 5000–2800 лет до Рождества Христова, в дворцово-храмовом убранстве впервые появились лепные декоративные элементы. А подлинных высот искусство гипсовой лепнины достигло в Египте много позднее, за полтора тысячелетия до нашей эры, в эпоху расцвета мировой древнеегипетской державы – во времена Нового царства, в правление царицы Хатшепсут, фараонов Тутмоса III и легендарного Тутанхамона.
Именно египетские архитекторы и строители заложили начала искусства лепного декора. И неудивительно: фараоны – всесильные владыки Верхнего и Нижнего Египта – знали толк в роскоши. Их дворцы и храмы – «обители миллионов лет» – возводились тысячами рабов, но искусные камнерезы встречались среди них нечасто, а каменного декора требовалось всё больше. Так и появился сперва керамический декор из обожженной глины, а затем и лепной, из гипса.
Поначалу применение лепнины носило в основном утилитарный характер. Например, колонны просто поддерживали крышу, затем верхнюю часть колонн – капитель – стали украшать простейшим резным и лепным орнаментом с цветными росписями по гипсу и камню. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы и наличники дверей, а на стенах появились выпуклые лепные полоски, картуши и розетки – оживлявшие штукатурку. Интересно, что лепной декор широко использовался не только в отделке дворцов и храмов, но и в пышных украшениях погребальных камер «домов Вечности» – пирамид.
Ну а с чего конкретно началась история древнеегипетской гипсовой лепнины? Тут как раз всё очень просто – древнеегипетские строители и архитекторы заметили, что если обжечь гипсовый камень, а затем получившийся порошок – гипс – смешать с водой, заполнить им форму и оставить высыхать на солнце, то новый материал затвердеет, сохранив новую форму с любым рисунком. Причем гипс отличался прочностью, легкостью, во влажном состоянии был еще и очень пластичным, а впоследствии прекрасно поддавался обработке. Поэтому египтяне сразу же перенесли в лепной декор орнаментальные и растительные мотивы, традиционные еще для Месопотамской культуры – Шумера.
Давным-давно развеялись пылью тысячелетий утлые домишки простых египтян, обратились в руины дворцы и храмы – великие дома, где обитали боги, – но прекрасное искусство Древнего Египта надолго пережило саму древнеегипетскую цивилизацию. Считается, что искусство это проникнуто некоей мистической мрачностью, – но на самом деле египтяне восторгались высшей красотой жизни на берегах Нила. И свою благодарность богам они выражали в искусстве и архитектуре. Мы можем любоваться их творениями в музеях всего мира и на самой египетской земле, в развалинах гробниц и храмов… Чтобы почувствовать эту красоту – еще раз взгляните на украшенные чудесной лепниной колонны, гипсовые рельефные карнизы и их фрагменты, которые во множестве дошли до наших дней.
Лепнина Древней Греции и Рима
Но подлинный расцвет искусству декоративной лепнины принесла эпоха Античности. Во времена Древней Греции и Рима сформировались самые основы, эстетические направления и технология изготовления лепных украшений. Даже нынешнее название «гипс» для уникального материала лепнины появилось именно в Греции, где его именовали «гипсос» – в буквальном переводе «кипящий камень».
Греки развили многие традиции культур Древнего мира – и облекли в классическую четкость и стройность. В искусство строительства и отделки зданий зодчие Греции впервые привнесли ордер – четкую систему архитектурной композиции, сочетающую конструктивные и художественно-декоративные элементы. Украшения капителей (венцов) колонн, пилястры, модульоны, орнаментальные карнизы – с 1100 года до нашей эры эти лепные элементы, зачастую позолоченные, широко применялись для украшения храмов, общественных зданий и домов богатых горожан. Практически все формы архитектурного декора, придуманного в Древней Греции, стали классикой на все последующие времена – вплоть до нашего XXI века.
Римляне позаимствовали у греков самое лучшее – но, отступив от греческой традиции, усовершенствовали и значительно обогатили искусство лепнины. Например, архитекторы и скульпторы Эллады использовали геометрический лепной орнамент – но в Древнем Риме с его стремлением к роскоши предпочитали богатые растительные мотивы. Виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов – лепнина Римской империи поражает своим разнообразием и изощренностью сюжетов. Причем, как и в Греции, о высоком общественном положении хозяина дома во многом свидетельствовало обилие золоченой лепнины на потолках, стенах и колоннах.
Колонны вообще были важнейшим элементом архитектуры той эпохи, и первые три колонных ордера – дорический, ионический и коринфский – придумали греки, отцы всей античной архитектуры. К трем греческим ордерам римляне прибавили два своих – тосканский и композитный. Но идеями греков были лаконичность и строгость, поэтому «излишне» пышный коринфский ордер они почти не использовали. А вот идеей римских архитекторов было прославление могущественной и стремительно богатеющей империи – и на этом они не экономили. Поэтому популярность в Риме завоевали колонны наиболее роскошных коринфского и композитного ордеров – верхушки этих колонн украшала лепнина настолько обильная, что они напоминали букет гладиолусов или неимоверно пышный торт.
Вдобавок в Риме изобрели и совершенно новый вид лепнины – «стукко». К гипсу добавляли алебастр, мраморную пудру и крошку, клей и некоторые другие примеси, и в результате лепнина обретала небывалую прочность, а после тщательной полировки становилась неотличимой от роскошного мрамора.
Именно в Риме еще за четыре столетия до нашей эры впервые начали широко применять бетон. Казалось бы – ну при чем тут тема нашего повествования?! Тем не менее как раз использование бетона способствовало широчайшему распространению лепнины. Так, знаменитый Колизей построен из отформованных повторяющихся бетонных арок и перекрытий – а ведь именно идея использовать в архитектуре повторяющиеся отформованные элементы привела к широкому использованию отформованных лепных орнаментов и узоров… В результате технология производства лепнины заметно упростилась и подешевела – и в архитектуре позднего Рима лепнина присутствовала повсеместно.
В лепных орнаментах сплетались стилизованные морские волны, дельфины, рыбы и раковины. Фризы были украшены вычурными гирляндами и рогами изобилия... Капители колонн, арки, ниши, настенные и потолочные розетки – эта красота, воплощенная в искусстве древнеримских мастеров, не может не восхищать даже спустя два тысячелетия!
Античность предопределила направления искусства лепных рельефных украшений, дала незаменимый импульс, который властвовал практически во всех дальнейших стилях архитектуры – в готике и ренессансе, барокко и рококо, классицизме и модерне…
От Тёмных веков – к «взбитым сливкам» рококо
А между тем некогда могучие государства Древнего мира постепенно сходили со сцены Истории. В V столетии нашей эры под натиском варваров окончательно пал Рим – и после этого Европа и сменившая Римскую империю Византия погрузились во мрак Темных веков…
В раннем Средневековье большинство культурных и технических достижений древности было забыто, а сложившийся к тем временам в архитектуре романский стиль предполагал не только простые и основательные формы зданий, но и скупой минимум отделки. Лучики солнца из узких окошек-бойниц не в силах были разогнать вечную полутьму во дворцах королей и замках феодалов – и с полутьмой вполне гармонировали тяжелые и грубоватые рельефы из камня. Что ж, эта эпоха к лепному изяществу в архитектуре не располагала!
Всё изменилось, когда романский стиль постепенно вытеснила готика, – но произошло это нескоро, лишь в XII столетии. И самыми кардинальными изменения оказались в архитектуре церковной. На смену мрачноватым и громоздким «крепостям Бога» пришли грациозные, устремленные в небесную высь готические храмы с огромными окнами. Трилистники, крестоцветы, листья винограда, клена, ясеня и дуба – весь этот ажурный лепной декор на колоннах, потолках и наличниках окон подчеркивал возвышенность и тонкую красоту архитектуры новой эпохи. Легендарный собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор – все архитектурные памятники готики неизменно радуют глаз великолепной лепниной. Но все-таки подлинную свободу в мир лепного декора принес только стиль эпохи Возрождения (Ренессанса), сменивший в XIV веке готику…
Любопытно, что архитекторы, художники и вообще люди искусства изначально трактовали ренессанс как возрождение традиций Античности – в противовес якобы варварской готике. Принципы архитектуры Возрождения – «древнеримские» упорядоченность, симметрия, пропорции. В ренессансном декоре окончательно была преодолена тяжеловесность камня, новым материалом стали гипсово-цементные смеси – и лепнина превратилась в один из главнейших элементов убранства зданий. За основу брались античные образцы лепнины, ими восхищались и с радостью копировали. Разумеется, обрели былую популярность и истинно «римские» колонны пышного коринфского ордера.
Мастера эпохи Возрождения вкладывали душу в лепное преображение архитектуры – и торжественный лепной декор расцветал в просторных интерьерах дворцов, городских домов и общественных зданий. Прекрасные образцы ренессансной лепнины можно увидеть во всех шедеврах той эпохи – от собора Святого Петра в Риме до дворца Пандольфини во Флоренции, построенного великим Рафаэлем. Впрочем, даже ренессансное торжество лепнины оказалось не более чем скромной репетицией в сравнении с истинным пиршеством барокко…
Эпоха Возрождения фактически завершилась в 1527-м, со знаменитым падением и разграблением Рима, но в XVII веке выросший из недр угасающего Ренессанса стиль барокко попросту затмил своего предшественника – и именно эту эпоху считают началом победного шествия западной цивилизации по Европе. «Скучный» рационализм был забыт – пышное и вычурно-порочное барокко изогнуло строгие линии ренессансной архитектуры, привнесло в нее затейливую асимметрию, текучесть форм и безмерную роскошь. Лепниной отныне изобиловало всё – потолки и стены, колонны и камины, мебель и дверные порталы, фасады и фронтоны. Причем барочная лепнина была не только гипсово-белой – она сияла богатым золотом и серебром, поражала пышностью и разнообразием. Карнизы с геометрическим и растительным орнаментом, розетки и волюты, пальметты и пилястры, букеты и гирлянды, медальоны и модульоны, кронштейны, маски и маскароны, амуры, картуши, плафоны – все эти названия звучат подобно волшебной музыке! И выбор примеров барокко очень широк – от Люксембургского дворца в Париже и ансамбля Гранд-плас в Брюсселе до творений знаменитого зодчего Растрелли в Российской империи.
Конечно, архитектуру барокко можно было при желании обвинить в излишней парадности и холодноватой напыщенности… Но в первой половине XVIII столетия барокко в дизайне интерьеров обернулся стилем рококо – прельщавшим оригинальностью и в свое время именовавшимся «живописным вкусом». Игривая капризность и грациозность форм рококо позволила окончательно позабыть о строгой симметрии, прямых линиях и плоских поверхностях. Причудливые листья-завитки и раковины, маски и щиты, гирлянды и фестоны – вся эта затейливая лепная отделка торжествовала в оформлении стен и плафонов, дверей и окон.
Классицизм и модерн
Впрочем, пристрастия человеческие непостоянны, а мода архитектурная переменчива и капризна. В XVIII веке «взбитые сливки» лепнины позднего барокко и рококо ушли в историю – ими пресытились и архитекторы, и аристократы-заказчики, и демократически настроенные круги европейского общества. Во Франции уже в царствование Людовика XV (1715–1774) началось строительство архитектурных ансамблей в древнеримском духе. А в конце века, при Людовике XVI, новое направление – классицизм – уверенно завоевало позиции главного архитектурного стиля.
Классицизм, стремившийся к логической стройности и идеальным формам Античности, вновь подчинил всю архитектурную композицию ордерной системе – предельно близкой по формам и пропорциям к греческо-римской. Структуру сооружений теперь определяли четкие объемы залов и комнат, гладкие пространства стен, строгость интерьеров, простота и сдержанность декора и общий «благородный лаконизм». В первой трети XIX столетия классицизм окончательно стал единым языком архитектуры от сибирского Минусинска в Российской империи до Вашингтона в Северо-Американских Соединенных Штатах. Причем тут сложно выделить отдельных архитекторов или самые знаменитые здания – Санкт-Петербург и Варшава, Дублин и Хельсинки фактически превратились в громадные музеи классицизма!
Лепнина в классицистической архитектуре использовалась намного более умеренно, особенно по сравнению с роскошью недавнего прошлого. При этом геометрическое совершенство интерьеров подчеркивалось лаконичностью и симметрией пластического декора. В основном это были колонны и пилястры с каннелюрами – коринфского и ионического ордеров, арочные обрамления и кессоны. Из сюжетов самыми популярными оказались пасторальные мотивы – гирлянды и букеты цветов, вазы и ленты, животные и музыкальные инструменты. И, разумеется, у Античности заимствовались орнаменты, шлемы и луки, копья и колчаны, факелы, ионики и листья аканта.
Хотя военная тематика в лепном декоре была свойственна в основном ампиру – имперскому стилю позднего классицизма. Ампир стал апогеем классицизма, и его родиной также оказалась Франция – на этот раз блиставшая батальными победами Франция императора Наполеона. Архитекторы вдохновлялись образами военной славы Римской империи, парадные интерьеры дворцов воплощали имперское величие, и в лепнине активно использовались военные мотивы – впрочем, впоследствии разбавленные элементами лепных рельефов Древнего Египта и вазами в этрусском стиле.
На закате эпохи классицизма, с 1830-х годов, этот архитектурный стиль вполне мирно уживался с романтической эклектикой – от тех же древнеегипетских мотивов до неоготики. Во Франции строгость классицизма разбавлялась заимствованиями из ренессанса и барокко, в Германии популярность обрел стиль Древней Греции. Эклектика, повторявшая и цитировавшая художественные стили прошлого, главенствовала в Европе вплоть до конца 1870-х годов. Нечто по-настоящему новое в архитектуру и искусство лепного декора принес только вступивший в права под занавес XIX столетия стиль модерн – он же ар-нуво, он же югендстиль…
Эклектика изжила себя, и модерн решительно отказался от четкого геометризма, симметрии, прямых углов и прямолинейности вообще. Архитектурные линии и элементы стали более «природными» – естественными, свободными. Внешний вид зданий и их интерьеры сочетали художественное и утилитарное, эстетику и функциональность. Модерну предстояло стать невиданным синтетическим стилем, в котором всё окружение человека выполнялось бы в едином ключе. И, разумеется, в силу этого «высшего предназначения» модерна резко возрос интерес к искусству пластического декора.
Автор поистине фантастических зданий испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель – среди «программных» архитекторов модерна много громких имен. В их творениях лепнина обрела текучесть и элегантную орнаментальность, ее лаконичные линии изгибались подобно прихотливым растениям. Идеями и плотью лепного декора стало всё созданное природой – ветви и листья, морские раковины и чешуя рыб, игра волн и цветы лилий, ирисов и цикламенов. Для ценителей искусства эпоха модерна – это время настоящих сокровищ, вошедших в золотой фонд и мировой, и российской архитектуры!
Именно к истории российской архитектуры и сопутствующей ей истории лепного декора мы сейчас и обратимся – а история эта ничуть не менее увлекательна и богата! Богата событиями, именами великих правителей и архитекторов – и поистине великой архитектурой.
Лепной декор в дореволюционной России
В государстве Российском первые опыты использования лепнины пришлись на рубеж XVII и XVIII столетий – времена небывалого крушения всего старозаветного уклада жизни и построения нового государства. Пётр Великий железной рукой совершил чудо, трансформировав традиционную сословно-представительную монархию Русского царства в абсолютную монархию прусско-голландско-шведского образца. Российская империя стала второй в мире по площади после империи Британской – и в ее основополагающих документах четко фиксировался принцип абсолютизма: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу давать не должен». При этом основные центры силы прежней Руси – Боярская дума и Патриаршество – утратили свою власть. Ранее именно традиции боярства и старого духовенства определяли самую суть русской архитектуры – теперь же всё совершалось исключительно по воле государевой. Ну а воля Петра I в области архитектуры была выражена предельно ясно…
Отстраиваемый на пустом месте Санкт-Петербург своими масштабами должен был превзойти столицы Европы, и архитектура его изначально планировалась в чисто европейском духе. А потому модный в Европе барочный лепной декор украсил первые же здания и дворцы новой имперской столицы.
Любопытно, что из-за вечнопасмурного неба и рассеянного света, не дающего резких теней, в петербургской архитектуре использовали довольно яркие краски. Жилые и общественные здания окрашивались в желтый, голубовато-бирюзовый, красный, зеленый тона. Поэтому контрастно-белые архитектурные детали – и гипсовая лепнина в первую очередь – придавали городу незабываемый колорит.
Санкт-Петербург стал жемчужиной российского градостроения – а за столицей очень быстро последовали дворянские особняки, усадьбы и официальная архитектура Москвы и других городов. Но именно что последовали! Поэтому как раз на примере Петербурга интересно отследить становление в России искусства лепного декора – как и всей архитектуры нового государства. Тем более что отныне связаны они были неразрывно…
Заметим, что по-настоящему капитальных, кирпичных и каменных зданий во времена самого Петра I и вплоть до царствования Екатерины II строилось в Петербурге немного. В основном это были деревянные постройки, крашенные под камень или мрамор, – и быстрая, легкая лепнина из гипса или мягкого камня как нельзя лучше завершала картину. Смешно сказать, даже императорский Зимний дворец поначалу напоминал походный бивуак – в первых вариантах он скоро строился и столь же скоро разрушался-достраивался-перестраивался. Не спасала и обильная лепнина – не только белая, но и насыщенная цветом и позолотой. По свидетельствам историков, к 1750 году Зимний «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого, и самая странность императорского дворца … не могла быть приятна государыне».
При этом огромное внимание уделялось отделке – обер-архитектор Растрелли лично рисовал завитки лепнины, которая связала в единый ансамбль весь роскошный декор громадного здания, от фасадов до внутренних покоев. В одном лишь 1758 году во дворце работало более 1000 лучших квадраторов, как тогда именовали резчиков по гипсу. Впрочем, несмотря на старания архитекторов, Елизавета окончания строительства так и не увидела – дворец в полуготовом виде принимал в апреле 1762-го ее преемник Пётр III. Затем, летом того же года, на престол вступила Екатерина II Великая, в начале царствования которой дворец наконец и обрел знакомый нам облик.
Новая императрица первым делом отстранила Растрелли – его стиль не соответствовал вкусам самой Екатерины II и, конечно же, вкусам ее двора. Внешний вид Зимнего оставался почти без изменений, но внутренней красотой в дальнейшем занимались сторонник барокко Савва Чевакинский и предпочитавшие классицизм Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, а в конце XVIII столетия – классицисты Иван Старов и Джакомо Кваренги. Именно они создавали неслыханное великолепие парадной лепнины в залах и галереях Зимнего.
Увы, из того декора не сохранилось практически ничего. В 1837 году во дворце произошел грандиозный пожар, зарево которого наблюдалось на 70 верст окрест. В огне погибли интерьеры второго и третьего этажей, было уничтожено или серьезно повреждено все внутренне убранство. Восстанавливали Зимний свыше двух лет, и работали над ним лучшие архитекторы того времени. При этом интерьерная лепнина, в основном следовавшая первоначальным образцам, дополнилась мотивами ампира, готики, древнерусского декора и второго рококо. В таком виде Зимний дворец дошел до наших дней – с восхитительными образцами русского лепного декора.
Не менее интересна история Гатчинского дворца, возведенного под Петербургом в 1766–1781 годах. Итальянский архитектор Антонио Ринальди строил его для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова, и декор дворца изначально был отмечен самой изысканной лепкой стилизованных растений, плодов и цветов. В 1790-х для Павла I, нового владельца дворца, зодчий Винченцо Бренна создал другие интерьеры. В новом декоре строгость античных архитектурных форм сочеталась с барочной пышностью обильной лепнины. И лепнина эта была совсем иной. Сложнейшие орнаментальные композиции, щедро украшенные позолотой, эффектно выделялись на фоне светло тонированных стен, вызывая неподдельное восхищение современников. Все великолепие внутренней отделки сохранялось почти полтора века – пока не было утрачено во время пожара в военном 1944 году…
Но так или иначе именно лепнина стала своеобразной визитной карточкой города на Неве. Михайловский замок, Строгановский и Таврический дворцы, Петергоф, Екатерининский дворец в Царском Селе… Объясняется это тем, что основная архитектурная деятельность сосредоточилась в Санкт-Петербурге, тогда как архитекторы Москвы специализировались на городских домах и загородных барских усадьбах. Поэтому московские архитектурные ансамбли XVIII столетия скромнее по масштабам и известны гораздо менее – например, здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском. Но все эти архитектурные шедевры неизменно украшал богатейший лепной декор, над которым работали лучшие российские и иностранные зодчие.
Шло время, и к началу XIX века пышное барокко сменилось строгим классицизмом, а еще через столетие излюбленными стилями русских архитекторов стали эклектика и модерн. Но от использования лепного декора не отказывался никто и никогда – вплоть до величайших социальных и экономических потрясений рокового 1917 года.
Времена сталинского ампира
Разумеется, история лепнины – как и история всей отечественной архитектуры – вовсе не закончилась с крушением Российской империи… Причиной полного краха экономики стала Первая мировая война, и к 1916-му строительство практически остановилось по всей стране – к этому времени стало не до новых домов, и тем более не до их украшения. Разруха Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской была преодолена только к началу 1920-х – но в Стране Советов реалии оказались уже совсем иными. Наступило время архитектурного авангарда – рационализма и конструктивизма. Холодная, предельно рационалистичная и в чем-то даже нечеловеческая архитектура тех лет напрочь избавилась от всех «излишеств» вроде лепного декора. Вот только получилась эта эпоха совсем недолгой…
проект попросту не принимался к рассмотрению – в советской архитектуре почти мгновенно произошел переход к монументальному классицизму. Рубежом отсчета сталинского классицизма, или ампира (в том числе и от слова empire – империя), стал принятый в 1932-м проект грандиозного Дворца Советов – неосуществленный, но и незабываемый. На месте обращенного в прах храма Христа Спасителя планировалось воздвигнуть громаду 415-метровой высоты – над вершиной которой вознеслась бы в облака 80-метровая статуя Ленина...
Отныне стиль всей официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов. Именно в этом проекте нашли свое воплощение максимальная парадность и показное государственное величие. Массивные резные карнизы, пышные колонны, картуши, венки, аканты, розетки, барельефы с изображением государственной символики и счастливых трудящихся – возвращение лепнины стало поистине триумфальным. И в 1940–1950-х годах стиль советской империи наглядней всего воплотился в помпезных московских высотках и архитектуре метро.
Точку в этом торжестве поставила банальная экономика. Советский Союз понес в Отечественной войне громадные материальные потери – и попросту не мог позволить себе таких расходов. Эпоха сталинского ампира завершилась в мгновение ока, с выходом в ноябре 1955-го постановления ЦК КПСС и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Под давлением Никиты Хрущева лепнина и фасадная, и интерьерная была признана пережитком прошлого, церковностью и поповством. А потому в новом социалистическом строительстве места для нее не нашлось... Любопытно, что по первому же решению партии и правительства архитекторы принялись спешно убирать из готовых проектов все рецидивы запрещенной лепнины и вообще любые декоративные элементы. зданий. Всё изменилось только в самом конце XX века, когда российская архитектура вновь обрела свободу.
Лепнина нового тысячелетия
Лепной декор, история которого в России началась три столетия назад, и сегодня является наилучшим вариантом для создания оригинального интерьера. Лепнина словно излучает особый праздничный свет, пробуждает в душе ностальгию и нотки приятной грусти, вызывает ассоциации с давно ушедшими временами изысканной роскоши, изящества и аристократизма.
Сейчас лепнина благодаря современным технологиям может быть не только традиционной гипсовой, но и полиуретановой, и полистирольной – гораздо более легкой, экономичной и удобной в монтаже. Наличники окон и дверных проемов, каминные порталы и дымоходы, пилястры, розетки, плинтусы, колонны и полуколонны – все разнообразнейшие лепные элементы легко собираются в любую композицию. При этом лепнина может исправить многие огрехи проектирования. Полуколонны наилучшим образом замаскируют проложенные в неудачных местах технологические стояки и трубы, а боссажи, гирлянды и медальоны скроют швы между панелями и неровности стен.
Преображая интерьер и внешний облик дома, лепнина работает как стилеобразующий элемент. С ее помощью архитекторы и дизайнеры создают в пространстве дома эстетический фон ренессанса и барокко, классицизма и модерна – или даже хай-тека. При этом лепнину вовсе не обязательно оставлять классически-белой. Ее можно расписать акриловыми красками или обработать патиной и воском – это визуально состарит ее, и она обретет внешнюю бархатистость, свойственную роскошным интерьерам дворцов далекого прошлого. А можно и позолотить – такой лепной декор создаст в доме атмосферу аристократических покоев XVII–XIX века. Лепнина – истинная королева декора, она побеждает монотонную гладкость потолков и стен и дарует им объем и неповторимость. Именно благодаря лепнине ваша квартира, офис или загородный особняк могут обрести торжественно-чарующий дух подлинного искусства.
Все статьи
/ Архитектура
/ ЛЕПНИНА
1 ноября 2012
ЛЕПНИНА
Источник: artfasad.com