Как утверждают профессионалы ландшафтного дизайна, именно садовые дорожки, а также всевозможные площадки близ строений являются одним из основных декоративных и функциональных элементов приусадебного участка. С их помощью можно предотвратить появление грязи на территории вокруг дома во время продолжительных дождей и таянья снега.
Кроме того, именно дорожки, плавно огибая газоны, цветники или пейзажную группу декоративных кустарников, разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка, придавая ему гармоничность и композиционную завершенность. В результате, такие дорожки на территории загородного дома смогут придать всем составляющим ландшафта (клумбам, беседкам и т.д.) вид гармоничной композиции. Мостить пешеходные дорожки можно самыми разнообразными материалами – натуральным камнем-валуном, известняком, диабазом, тротуарной плиткой и т.д. Однако на сегодняшний день ни один из них не сравнится с клинкерным (тротуарным, мостовым) кирпичом.
Сама идея использования кирпича для оформления тротуаров далеко не нова. Создателями клинкера признаны голландские мастера, которые еще в девятнадцатом веке предприняли попытку воспроизвести рецепт изготовления особо прочного кирпича, образцы которого сохранились еще со времен Римской империи. В результате им удалось получить высокоплотный камнеподобный материал, который вполне оправдал их надежды и постепенно стал распространяться в европейских странах как материал для дорожного строительства. В дореволюционной России тоже были заводы по выпуску клинкерного кирпича, однако их работа завершилась в связи с потребностью в более дешевых строительных материалах. С тех пор отечественные производители так и не освоили выпуск клинкерного кирпича в достаточном объеме и ассортиментном выборе. В связи с этим, эта позиция практически полностью принадлежит сегодня зарубежным производителям.
Уникальные свойства мостового (клинкерного) кирпича определяют технологии его производства. Так, например, его оптимальная прочность (ниже марки М400 его не изготавливают) и долговечность достигается благодаря особой высокотемпературной технологии обжига глины (свыше 1200oС). Такой метод «спекания» обеспечивает отсутствие в кирпиче каких-либо включений или пустот, что является важной характеристикой материала, используемого в мощении. Довольно важным свойством клинкера является его абсолютная морозоустойчивость. Это означает, что такой кирпич способен выдерживать попеременные циклы замораживания и оттаивания без ущерба для своих физико-технических, эксплуатационных и технических характеристик. Кстати, данное свойство также достигается благодаря технологии обжига, в результате чего возникает низкая пористость клинкера, а, следовательно, его низкое водопоглощение. Испытания показали, что такой кирпич не впитывает не только воду, но и масла, а также другие загрязнители. Это важно, поскольку если дорожки выполнены из кирпича, способного впитывать влагу, то через несколько зим такое покрытие попросту растрескается. Еще одним преимуществом тротуарного клинкера является его высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и механическим повреждениям. Так, например, качественный клинкер способен огромные нагрузки, не реагируя при этом, на негативные воздействия кислот, щелочей или солей. Изготавливают клинкер из тугоплавких глин без каких-либо химических добавок, что делает его абсолютно экологичным материалом.
Следует отметить, что современный клинкерный кирпич имеет более 60 вариантов размеров и цветов, что позволяет воплощать в жизнь самые неожиданные дизайнерские фантазии. Классический красный, ослепительно-белый, огненно-черный, благородный серый, песчано-рыжий – все эти цвета клинкерного кирпича являются результатом особой подачи кислорода при обжиге, а также смешивания разных сортов глины. Современный клинкер может иметь форму не только стандартного прямоугольника, но и квадрата, бруска, мозаики, клина (из которого можно выполнять геометрически правильные круги). Сегодня кроме искусственно состаренного клинкера, рынок предлагает гладкий, шероховатый, структурированный. Особенно элегантно выглядит мостовой кирпич со сквозными отверстиями разной формы. Основное назначение такого кирпича – обеспечение дренажа. Кроме того, он позволяет мостить дорожки, максимально сохраняя при этом зеленый покров газона на участке. Разноуровневое мощение без острых углов, бордюры округлой формы, лестничные каскады с плавными перепадами высот, – все это тоже «по силам» формовому дорожному клинкеру.
Мостовой кирпич, или как еще его называют, – дорожный клинкер, является незаменимым материалом при оформлении дорожек, площадок, бассейнов, клумб, прудов, открытых террас, подъездов к гаражам, внутренних двориков и т.д. Он находит себе применение, прекрасно сочетаясь как с зеленью газона, так и с архитектурными деталями садового ландшафта. Если возникнет необходимость изменить размеры, узор площадки, или вовсе перенести дорожки в другое место, то делается это без особых трудностей и дополнительных расходов на материал – клинкер можно спокойно разбирать и мостить им заново.
Кроме того, использование клинкера положительно влияет и на окружающую среду. Дело в том, что по своему составу материал является высокоэкологичным, и вдобавок способствует выравниванию уровня влажности грунта. Мостовой кирпич, как и все изделия, изготовленные по технологии клинкера, вечен. В отличие от дешевой тротуарной плитки или некачественной брусчатки, клинкер не потеряет свой насыщенный цвет на протяжении всего срока эксплуатации (который, кстати говоря, не ограничен). Кроме того, как показывают испытания, что один единственный клинкер может выдержать давление семи полных грузовых вагонов. Конечно, дорожному клинкеру вряд ли придется испытывать подобные нагрузки, однако одно сознание такого факта вселяет чувство уверенности в данной продукции.
На что следует обратить внимание при организации мощения:
• Уже на этапе проектирования дорожек и площадок на территории загородного участка важно учитывать стилевые особенности дома и окружающего его ландшафта: от этого будет зависеть цвет материала мощения, а также сама форма дорожек;
• Для того, чтобы не пришлось терять время на изменение геометрии непродуманных линий на местности важно заранее распланировать сеть дорожек на участке. Считается, что на небольшом загородном участке мощение дорожек не должно занимать более 10% территории. От входа на участок до площадки крыльца дома рекомендуется прокладывать широкую парадную дорожку. Также следует запланировать дорожку от крыльца до беседки, летней кухни, бани или каких-либо других хозяйственных построек, имеющихся на участке;
• Детальное планирование сети дорожек необходимо также потому, что под ними, как правило, прокладывают линии электроснабжения, освещения, садового водопровода, систему дренажа участка;
• Важно определиться с назначением и интенсивностью эксплуатации дорожек, от чего будет зависеть тип их основания. Что касается клинкерного кирпича, его укладывают на несколько подстилающих слоев: уплотненное песочное основание, готовый морозозащитный слой, посыпку из щебня и подготовительный слой из песка. Для пешеходной зоны достаточно толщины основания в 5-7 см, а в местах движения автомобилей – минимум 12 см с перевязкой арматуры;
• Известно, что особенностью дорожного клинкера является его низкая водопоглощаемость. В данном случае выручают швы между кирпичами – заполненные песком они впитывают воду и отводят ее в грунт. Если же заполнение швов является герметичным, придется строить специальные водоотводные каналы.
В заключении следует отметить, что хотя стоимость дорожного клинкера по сравнению с другими материалами для мощения, довольно высока, его эксплуатационные характеристики полностью оправдывают ее. В отличие от недорогих и не самых качественных вариантов тротуарной плитки или брусчатки, которые изготавливаются из смеси цемента, искусственных красителей и песка, клинкер получают из натуральной глины без каких-либо примесей. Это обеспечивает ему стойкость цвета: он не выцветает и сохраняет свой оттенок на протяжении продолжительного срока эксплуатации. Кроме того, мостовой клинкер, в отличие от той же плитки, способен выдерживать большие нагрузки: он не треснет даже при интенсивном транспортном и пешеходном движении. Таким образом, именно мощение клинкерным кирпичом может стать той самой одноразовой инвестицией, которая впоследствии многократно оправдает себя.