Естественный ночной свет «рисует» невероятно красивые, романтичные и спокойные «картины». Но далеко не всегда его бывает достаточно для комфорта человека. Именно поэтому уже много лет во всем мире используются искусственные осветительные приборы для подсветки ночного города. Их задача заключается в том, чтобы осветить, но при этом не ослепить. Более того, светильник должен ярко светить ночью, но при этом быть совершенно незаметным днем, работать с учетом не только человеческого, а и птичьего фактора. При творческом подходе дизайнеров подсветка может стать достаточно функциональным украшением. Примером «умного» проекта освещения может стать необычный светофор (ночная подсветка здания ГАИ), работающий на Садовой-Самотечной улице (Москва) с 1998 года. Несколько групп светильников с лампами красного, желтого и зеленого цветов работают, постоянно меняют цвета, напоминая водителям о необходимости снизить скорость и сокращая число ДТП в столице.
Особенности монтажа
Полноценное архитектурное освещение зданий можно создать лишь при наличии корректного проекта и профессиональной установке светильников и прожекторов. Чаще всего осветительные приборы крепят к стенам, используя кронштейны. В этом случае очень важно учесть их вынос, ведь если кронштейн окажется слишком коротким, он станет причиной засветки, а если слишком длинным, то нарушит гармонию общего вида фасада. Как правило, прожекторы устанавливают вверх стеклом. Благодаря этому они обеспечивают свет, не ослепляя пешеходов и водителей.
Для жилых домов и общественных зданий существуют различные особенности проектирования архитектурного освещения. Ведь в темное время суток офисы пустеют, что позволяет монтировать прожекторы даже по оконным осям. В жилом доме делать этого категорически нельзя, поэтому светильники располагают на стенах технических этажей, в межоконных простенках, на карнизах кровли.
Птичий фактор
При монтаже светильников специалисты SunPower учитывают особенности эксплуатации и возможность ухода за приборами. Кроме того, они всегда заботятся о том, чтобы светильники не вносили дискомфорт в качество жизни людей, которые постоянно находятся недалеко от места их монтажа. Не забывают светотехники и о птичьем факторе, и о возможностях негативного влияния пернатых на эксплуатационные особенности прожекторов. Однако иногда даже профессиональное проектирование и эффективная реализация проекта не способна доставить удовольствие всем, для кого он создавался.
В Москве был случай, когда после монтажа фонарей на Тверской улице женщина почтенного возраста начала жаловаться во все организации, ответственные за городской архитектурный порядок. Окна ее квартиры находились на уровне кронштейнов, на которые крепились прожекторы. А жалоба заключалась в том, что эти кронштейны облюбовала ворона и, садясь на них, наблюдала за происходящим в квартире недовольной дамы. Своим поведением она очень смущала старушку, а улетать не спешила, даже если ее откровенно гнали палкой и другими подручными средствами. Вторгаясь, таким образом, в личную жизнь пожилой женщины, ворона «заставляла» ее строчить многочисленные жалобы. Только спустя зиму бабуля успокоилась, но для соответствующих служб так и осталось тайной, что ее заставило «замолчать». Может, ворона покинула любимое место отдыха, может, женщине удалось найти с птицей общий язык и подружиться, а может, она все-таки поняла, что светотехники не несут ответственности за поведение на кронштейнах ворон и других пернатых.