Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик сообщил о договоренности со всемирно известной компанией Westinghouse по увеличению поставок ядерного топлива для украинских АЭС, а также строительству в Украине завода по производству ядерного топлива. Эти договоренности, уточнил министр, стали результатом его поездки в США, пишет «Интерфакс-Украина».
По словам Насалика, главной целью переговоров является диверсификация поставок, поскольку в настоящее время около 95 процентов ядерного топлива на украинские атомные электростанции поступает из Российской Федерации. Тепловыделяющие сборки «Вестингауза» ТВС-WR сейчас эксплуатируются лишь на двух АЭС: на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС, в июне началась загрузка на пятый энергоблок Запорожской, а в декабре должна начаться на второй блок Южно-Украинской АЭС.
Кроме того, добавил Насалик, в США подписан договор о кредите в 260 млн долларов, предназначенном для строительства в Чернобыльской зоне хранилища отработанного ядерного топлива сухого типа.
Сообщение о строительстве в Украине завода по производству тепловыделяющих сборок для атомных электростанций вызвало неоднозначную реакцию в Сети, поскольку атомные реакторы украинских АЭС изначально спроектированы под использование российских ТВЭЛов. Известно, что раньше планировалось строительство такого завода в Кировоградской области – при партнерстве с Россией, однако дальше планов не пошло. Возможно, сейчас речь идет о переработке урана, поставки которого из Австралии ожидаются уже в 2017 году. По словам посла Украины в Австралии Николая Кулинича, соглашение о поставках сырья для ядерного топлива подписано между нашими странами весной нынешнего года. И Австралия готова покрыть до 70 процентов потребности Украины в таком сырье.
Независимые эксперты, в частности экс-глава «Госатома» Георгий Копчинский и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, напоминают о том, что менеджеры «Вестингауз» не раз говорили, что строительство завода ядерного топлива в Украине невыгодно. Ведь компания заинтересована в расширении поставок уже произведенных сборок ТВС-WR, адаптированных для реакторов советского (российского) образца. Кроме того, «Вестингауз» совсем недавно заявляла о расширении предприятия в Швеции, откуда как раз и поступает ядерное топливо на АЭС Украины и некоторых других стран Восточной Европы. Было бы нелогично строить завод там же, где находится потребитель готовой продукции.
С другой стороны, хранилище для отработанного ядерного топлива, безусловно, необходимо. Понятно, говорит Марунич, зачем это нужно американцам: сам «Вестингауз» ничего не перерабатывает, а «Росатом» их отработанные сборки на переработку не возьмет. Пока что Россия принимает отработанные сборки на переработку – Украина уже перечислила аванс за процедуру возврата. Но в сответствии с международными конвенциями, регламентирующими процессы хранения отработанного ядерного топлива, все ядерные отходы должны храниться там же, где использовались, поэтому проблема хранилища, безусловно, является актуальной. Однако в связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, аналогичное хранилище сухого типа, построенное по той же американской технологии, уже имеется в Чернобыльской зоне – это «ХОЯТ-2». А во-вторых, кредит ведь придется отдавать – а значит затраты придется заложить в тариф для потребителей.
Напомним, что в прошлом году Украиной было закуплено ядерное топливо на 643,5 млн долларов в целом.