9 сентября 2016

Появится ли в Украине альтернатива супермаркетам

Появится ли в Украине альтернатива супермаркетам

Ритейл-парки считаются самым динамично развивающимся форматом торговых комплексов, завоевавшим невероятную популярность как за океаном, так и в Европе. К концу следующего года общая площадь европейских ритейл-парков превысит 40 млн квадратных метров, но, увы, на долю Украины в этом показателе придется в лучшем случае 0,0003 процента.

Необычный формат

Новое в Украине явление – ритейл-парк – было придумано в США каких-нибудь три десятка лет назад. Торговый центр этого экономичного формата несколько отличается от давно знакомых нам торговых комплексов, пишет «Украинский бизнес-ресурс».

Как правило, это не одно многоэтажное здание с подземным паркингом, а несколько одноэтажных, причем у каждого из них – свой оператор. Зданиями эти сооружения назвать трудно, потому что они, как правило, не фундаментальные, а при их строительстве используются бюджетные технологии или же используются непригодные для других целей постройки типа ангаров или складов. Это и удешевляет строительство, и ускоряет его темпы.

Поскольку целевой аудиторией ритейл-парка являются те, кто имеет возможность приехать за покупками на машине, то под торговый комплекс отводится участок на окраине города, а центральное место на нем занимает парковка. Если проектировщики придерживаются английской (американской) модели ритейл-парка, то здания выстраиваются вдоль парковки, если французской – то вокруг нее. В любом случае здесь нет никаких заборов или ограничителей, потому что ключевым словом является unenclosed – «открытый».

Невысокая стоимость загородной земли и собственно строительства позволяют снизить арендные ставки для операторов, а результате покупателей можно привлечь более дешевыми (относительно других ритейлеров) товарами.

Провинция тоже хочет участвовать

По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, большая часть ритейл-парков приходится на западноевропейские страны: 54 процента объектов такого формата расположена в городах Франции, 17 процентов – в Великобритании, 10 процентов – в Италии. Из восточноевропейских стран можно назвать Чехию, Польшу и Россию, где видоизменяют классическую схему ритейл-парка, приспосабливая под местные условия его гибридную форму – микс из торговых улиц с магазинами розничной торговли и складских помещений формата big box.

Интересно, что в последнее время сектор ритейл-парков активно расширяется за счет небольших городов. По словам польского эксперта Cushman & Wakefield Патриции Дзиковской, более половины строящихся торговых площадей расположено в городах с населением до 100 тыс. человек.

Ритейл-парк

А что же Украина?

Продвижением ритейл-парков на украинском рынке занимается холдинг «Ашан»: в 2016 году планировалось открыть первый в Украине объект такого формата на выезде из Одессы в сторону Черноморска. Здесь на участке в 20 гектаров в 2014 году должно было начаться строительство гипермаркета «Ашан», ритейл-парка и парковки на 2 тыс. машин. Но кризис не дал осуществиться этим планам – пока что речь идет о согласовании всех необходимых разрешений. В отделе коммуникаций «Ашан Ритейл Украина» журналистам UBR сообщили, что намерены реализовать первый этап ритейл-парка к концу 2017 года.

Примерно в это же время в Киеве должен появиться «Ритейл Парк Петровка» - он разместится на 12 тыс. квадратных метров рядом с торговым центром «Ашан Петровка». Принимая решение о его создании, девелопер учел потребности минимум миллиона человек, проживающих в трех столичных районах – Оболонском, Подольском и Деснянском, а также в Вышгороде.

Планируется, что количество посетителей парка составит по будням примерно 30 тыс. человек, а в выходные дни – в два раза больше. Для 72 процентов торговых площадей уже нашлись арендаторы: так, 1,2 тыс. квадратных метров займет супермаркет JYSK (товары для дома), еще 4 тыс. квадратных метров – парк развлечений «Дитяча планета». Здесь же разместятся несколько ресторанов с уютными зонами отдыха.

Ритейл-парк на Петровке станет первой ласточкой перспективного развивающегося сектора торговой недвижимости. Будет ли эксперимент удачным, покажет время.