Первые платные дороги, построенные на деньги частных инвесторов или концессионеров, могут появиться в Украине уже в следующем году. Об этом рассказал с экрана «5 канала» министр инфраструктуры Владимир Омелян.
По словам министра, частные дороги станут альтернативой уже существующим бесплатным. На украинский рынок готовы заходить с подобными предложениями как европейские, так и китайские инвесторы.
Отметим, о платных дорогах и привлечении концессионеров министр инфраструктуры говорит уже не первый раз, но процесс пока не сдвинулся с места. Почему? На этот счет есть разные мнения.
Так, аналитик Александр Охрименко считает, что виной всему нестабильность ситуации в Украине: мировой опыт показывает, что вложенные в платные дороги средства начинают окупаться лишь через двадцать лет, а кто может в нашей стране гарантировать инвестору хотя бы относительную стабильность на этот срок? Есть и объективный фактор: интенсивность автомобильного потока для окупаемости такой транспортной магистрали должна быть не ниже 18 тыс. автомобилей в сутки, а на украинских дорогах этот ключевой для инвесторов фактор наблюдается разве что на дорогах столицы.
У автомобилистов должен быть выбор – то есть рядом с платной дорогой должна быть бесплатная. Юрист Лев Пащенко не без оснований считает, что при нашем уровне жизни водители скорее выберут пусть и некачественный, но бесплатный вариант, и для инвестора слишком высок риск разориться.
А как быть с жителями населенных пунктов, расположенных вдоль трассы? В отсутствие разветвленной сети региональных дорог они будут вынуждены выезжать на основную магистраль и платить за проезд по ней. По мнению Льва Пащенко, для этого потребуются дополнительные пункты пропуска, персонал, системы видеонаблюдения – кто за это заплатит? Вряд ли концессионеры захотят нести дополнительные расходы, а у государства попросту нет денег…