Представьте себе четырехметровой высоты павильон с воздушными изогнутыми стенами, толщина которых всего 4 сантиметра. Люди, имеющие отношение к строительству, скажут, что из обычного бетона построить такое здание просто невозможно. А вот из углебетона – вполне.
Это инновационный материал, над которым в течение десяти лет работали инженеры Института монолитного строительства при Дрезденском техническом университете. Два главных преимущества углебетона перед другими стройматериалами – весьма экономное расходование бетонной смеси и то, что он не ржавеет. По словам Франка Шладица, углебетон является аналогом железобетона, более легким и прочным его делает использование вместо стальной арматуры уникальной углеволоконной.
Армирование углеродным волокном широко применяется в композиционных полимерных материалах, из которых делают детали и корпуса самолетов, автомобилей, катеров, велосипедов, различный спортивный инвентарь. Бетон, армированный углеволокном, изобретатели называют стройматериалом будущего.
Как рассказывают инженеры, углеволоконный текстиль получают из углеродных нитей, каждая из которых сплетена из 50 тыс. волокон, а каждое из них тоньше человеческого волоса. И хотя этот текстильный материал называют углетканью, на самом деле он нетканый: сетчатое полотно, похожее на гардинное, производится на вязальных машинах. Полотно настолько легкое, что «утопить» его в бетоне непросто, поэтому немецким инженерам пришлось поломать голову над особым покрытием, которое позволяет волокнам крепче схватиться друг с другом и с бетонной смесью.
Легкость и прочность армированного углетканью бетона дополняются долговечностью – в традиционном железобетоне даже мельчайшие трещины чреваты коррозией арматуры. Углебетону же коррозия не страшна, в нем нечему ржаветь. Кроме того, технология изготовления позволяет создавать из этого материала изделия самых замысловатых форм. Именно поэтому углебетон, по мнению изобретателей, скоро вытеснит обычный железобетон со строительного рынка, даже несмотря на его высокую стоимость. Уже сейчас, рассказывает руководитель проекта профессор Манфред Курбах, исследователям удалось укрепить углебетоном и тем самым спасти от сноса несколько старинных зданий в Германии.