В течение двух последних лет на рынке стройматериалов подорожание продукции происходило постепенно – после того, как цены взлетели в марте 2015 года на фоне скачка доллара до 30 с лишним гривен. Сегодня эксперты в этой области предупреждают о подорожании строительной продукции на 10-15% уже в нынешнем марте, пишет «Стройобзор».
Такой резкий взлет цен объясняют как минимум двумя обстоятельствами: повышением цены на электроэнергию для предприятий, которое произошло с 1 февраля, а также предполагаемым ростом тарифов на железнодорожные перевозки. И если электроэнергия подорожала в среднем всего лишь на 1-2%, то «Укрзализныця» планирует повышение тарифов на грузоперевозки аж на 25%. Не забудем также, что с 1 января минимальная заработная плата также выросла в два раза – с 1600 грн. до 3200.
По мнению специалистов, работающих на рынке стройматериалов, как только приказ о повышении тарифов на грузоперевозки вступит в силу, себестоимость, например, железобетона, транспортируемого по железной дороге, сразу же возрастет на 15, а то и на 17%. И это не считая того, что комплектующие уже подорожали: по сравнению с январем бетон в январе стал дороже на 5%, арматура – на 8-10%. Кирпич подорожает не менее чем на 10%, так как железная дорога при его производстве используется дважды: для доставки сырья и транспортировки готовой продукции. Газобетон, который в Украине традиционно развозится автотранспортом, по-видимому, подорожает несколько меньше.
Логично было бы ожидать в связи с подорожанием стройматериалов и роста стоимости жилья в новостройках. За последний год строительные работы, как утверждает Госстат, на 10%, а цены на первичном рынке почти не изменились. Застройщики уверены, что повышение стоимости грузоперевозок на цене квадратного метра не отразится – здесь главную роль играют соотношение спроса и предложения, а также колебание валютного курса.