В последнее время эксперты заметили стойкую тенденцию к снижению цен на рынке вторичного жилья: хуже всего продаются «хрущевки» и старые квартиры в панельных домах, где присутствует масса проблем с коммуникациями. В результате получается, что предложение в 2-3 раза превышает спрос на жилой фонд 30-летней давности.
Чтобы продать квартиру, владельцы пытаются придать ей «товарный» вид, делая в ней дорогой ремонт, но нередко случается так, что покупатель, уже зайдя в подъезд и увидев ободранные стены и окурки на площадке, отказывается даже смотреть на предлагаемое жилье. Риелторы отмечают, что в таких случаях украинцы могут соблазниться либо на низкую цену, либо на некие преимущества – будь то вид из окна, новые стеклопакеты, близость к метро или хороший детский сад в двух минутах ходьбы.
Конечно, единственное, что может изменить сам хозяин квартиры, это ее состояние. Но и здесь не стоит обманываться и идти на поводу у собственных иллюзий и амбиций. Эксперты однозначно заявляют: повысить цену благодаря самому качественному ремонту вам вряд ли удастся.
Максимум, на что вы можете рассчитывать, - это возможность продать квартиру быстрее по рыночной стоимости. При этом затраты на ремонт вряд ли оправдаются – это возможно лишь в том случае, если квартира очень удачно расположена.
Жилье в центре города может привлечь родителей студента или молодую пару, а также тех, кто собирается его впоследствии сдавать. Жить на окраинах желают немногие, хотя старые квартиры в отдаленных районах могут привлечь людей со скромными запросами, которые совершенно не гонятся за дизайнерским ремонтом. Об этом напоминает и риелтор АСНУ Люция Губайдуллина, которая советует воздержаться от «венецианской штукатурки» в панельном доме. Вряд ли среднестатистический покупатель в ней нуждается, поэтому скорее всего, человек постарается сбить цену, в которую вы заложили свои затраты на дорогой ремонт, до более приемлемой для себя.
Не исключено, что вашу квартиру выберут те, кто вовсе захочет сделать ремонт самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, - и таких покупателей большинство. Часть из них готовят квартиру к вселению, а затем въезжают, другие сначала вселяются, а потом делают ремонт постепенно, по одной комнате, но всего 20% покупателей желают прийти на все готовое, соглашаясь на «кота в мешке». А ведь именно так можно охарактеризовать ремонт, сделанный неизвестно кем: всегда есть риск, что где-то возникнут неполадки, а устранять их придется новым жильцам. Вариант, когда отремонтированные квадратные метры могут привлечь клиента, это если их продает профессиональный продавец, и цена соответствует рыночной.
Поэтому если уж вам так хочется что-нибудь привести в порядок, то лучше вложите средства в подъезд: на первом и на своем этаже покрасьте стены, вкрутите новые лампочки вместо давно перегоревших и убедитесь в исправности лифта. По словам сертифицированного риелтора Бориса Куценко, ремонт обойдется продавцу максимум в 500 долларов, но красивый подъезд способен стать ключевым моментом в принятии решения покупателем. Возможно, потратив небольшую сумму на красоту в подъезде, вы избежите необходимости снижать цену квартиры на 1-3 тыс. долларов, чтобы удержать покупателя.
В самой квартире, чтобы повысить ее привлекательность, вы можете поменять окна и сантехнику, установить новые батареи и добротную дверь. Наличие этих деталей позволит человеку в будущем сэкономить на ремонте, и маловероятно, что ему не понравится что-либо в их дизайне. Если квартира, которую вы надеетесь продать, выглядит совсем плохо, не помешает ее просто подготовить к дальнейшим отделочным работам, покрасить трубы и помыть полы, а также вывезти старую мебель и всякий мусор, который придает жилью неэстетичный вид.
Многие клиенты начинают в прямом смысле крутить носом, зайдя в квартиру, где пахнет сыростью и старьем. «А когда все чисто и хоть завтра приступай к ремонту, это привлекает», - подводит итог Люция Губайдуллина.