2 августа 2017

Несоблюдение норм энергоэффективности в ЖКХ приравняют к правонарушениям

Несоблюдение норм энергоэффективности в ЖКХ приравняют к правонарушениям

Минстрой вводит санкции за неэффективное использование коммунальных ресурсов

Этим летом в Торгово-промышленной палате РФ прошли публичные консультации по разработанному Минстроем проекту закона, предписывающего рассматривать несоблюдение законодательства по энергоэффективности как административное правонарушение[1]. Он предусматривает ответственность руководителей управляющих компаний за препятствование реализации в жилых домах энергосберегающих мероприятий, например, установке и обслуживанию приборов учета коммунальных ресурсов. Взыскания будут накладываться и за такие действия, как искажение данных об энергопотреблении или начисление жителям дополнительных, не предусмотренных законом коммунальных платежей. За различные нарушения руководителям УК придется платить штрафы от пяти до 50 тыс. рублей.

«Сам факт рассмотрения подобного законопроекта является большим шагом на пути к реализации реформы ЖКХ. Закон может наконец поставить точку в спорах об обязательности исполнений требований нормативов в части энергосбережения. Однако трактовать вопрос нужно шире, потому что фактически управляющие компании в реформе ЖКХ участвуют лишь как исполнители и от них зависит далеко не все. А корень проблем чаще всего скрыт в финансировании и проектировании, к которым УК не имеют отношения», — комментирует Антон Белов, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.

По мнению эксперта, следует предусмотреть ответственность для всех участников рынка, включая застройщиков, собственников зданий, фондов капитального ремонта и проектных организаций. Причем штрафные санкции должны применяться не только за нарушения при установке и эксплуатации приборов учета, но и за нарушение иных норм энергоэффективности. Например, за отказ от применения в ходе капитального ремонта предусмотренного действующим законодательством (сводами правил, СНиПами, ГОСТами и другими подобными документами) энергосберегающего оборудования.

«До тех пор, пока применение энергосберегающих решений не станет обязательным, реформировать ЖКХ в полном объеме будет невозможно. В своей практике мы не раз сталкивались с тем, что исполнение требований нормативов трактуется как желательное, но необязательное. Поэтому и при строительстве, и при капитальном ремонте жилья основным фактором планирования зачастую становится желание минимизировать стоимость проекта. На мой взгляд, это следует расценивать так же, как, например, попытку сократить время поездки на автомобиле путем перемещения поперек дорожной разметки», — считает Антон Белов.

Специалист напоминает, что оценивать стоимость любого проекта следует не по уровню первоначальных затрат, а по стоимости жизненного цикла, то есть с учетом экономии, полученной в результате использования энергоэффективных решений. Как показывает опыт «Данфосс», их применение в составе систем теплоснабжения дает окупаемость в течение трех — пяти лет, после чего собственник начинает экономить 35–40% расходов на отопление и ГВС.

Пресс-служба ООО «Данфосс»


[1]     Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 02/04/10-16/00056093.

Источник: Данфосс